Итоги I научно-практической конференции в рамках федерального проекта РАО «Формирование самосознания и внутренней позиции личности обучающегося через моделирование воспитательного пространства посредством интеграции потенциала микросоциума»
23 мая 2025 года на площадке Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства прошла I научно-практическая конференция в рамках федерального проекта РАО «Формирование самосознания и внутренней позиции личности обучающегося через моделирование воспитательного пространства посредством интеграции потенциала микросоциума». В конференции приняли участие более 100 участников из 25 профессиональных образовательных организаций Иркутской области. Конференция проходила в очно-дистанционном формате.
В приветственном слове к участникам конференции министр образования Иркутской области Максим Александрович Парфенов подчеркнул важность усиления воспитательной работе в системе среднего профессионального образования. «Задача техникумов и колледжей Иркутской области готовить не только высококвалифицированных профессионалов, но и людей готовых нести ответственность за свою судьбу, за судьбу своей семьи и за судьбу своей Родины. Все это начинается с понимания молодым человеком себя, своего места в этом мире и своей роли как в развитии Иркутской области так и страны в целом», - сказал Максим Александрович.
В конференции принял участие научный руководитель проекта, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии наук, вице-президент Российской академии наук Виктор Стефанович Басюк. «Колледж первый год участвует в нашем федеральном проекте и очень важно сегодня было услышать доклады, основанные на понимании педагогами теоретических основ исследования, доклады, представляющие свой опыт, а самое важное, что в докладах представлен и дальнейший путь развития. Проблема развития личности студентов системы среднего профессионального образования является ключевой и именно этим обусловлен интерес к данной конференции со стороны других учреждений», - поделился с нами Виктор Стефанович.
В рамках конференции были представлены следующие доклады:
Блок 1. Формирование структурного звена самосознания «Психологическое время личности»
- Лычангина Надежда Васильевна, педагог-психолог
Адаптация студентов 1 курса как формирование структурного звена самосознания «Психологическое время личности»
В своем докладе Надежда Васильевна подчеркнула важность этапа адаптации первокурсников к условиям колледжа. Главное, подобрать такие формы и методы работы, которые помогли бы им максимально быстро почувствовать себя единым коллективом колледжа. К таким методам, по мнению Надежды Васильевны, относятся тренинги на командообразование, экскурсии по городу и др.
- Гнатюк Марина Владимировна, преподаватель
Формирование структурного звена «Психологическое время личности» посредством серии тематических кураторских часов
Марина Владимировна в ходе инновационной деятельности разработала программу, включающую серию тематических классных часов для студентов 1 курса в рамках, которой ребята размышляли о себе в прошлом, настоящем и будущем, ставили цели и задачи своего развития, учились слушать и слышать, как себя, так и своего товарища.
- Живаева Яна Валерьевна, преподаватель
Формирование структурного звена самосознания «Психологическое время личности» через гражданско-правовое воспитание
В год 80-летия Великой Победы Яна Валерьевна сконцентрировала свою работу со студентами на формировании у студентов исторического понимания важности событий Великой Отечественной войны, формировании ценности Великой Победы, осмысления роли своих родственников в войне. Яна Валерьевна погружает ребят в создание исторических роликов, оживление фотографий с использованием искусственного интеллекта, совместно участвует со студентами в шествиях, квестах и т.д.
- Распутина Елена Александровна, преподаватель
Формирование структурного звена самосознания «Психологическое время личности» в рамках курса «Конструктор карьеры».
Елена Александровна рассказала, о своей работе со студентами выпускных и предвыпускных курсов в рамках дисциплины «Конструктор карьеры». Целью изучения данной дисциплины является формирование готовности студентов планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, выстраивать карьерную карта выпускника. Учебный план программы включает следующую тематику «Профессиональное самоопределение», «План на 5 – 10 лет», «Самопрезентация», «Письмо из будущего», «Собеседование».
Блок 2. Формирование структурного звена самосознания «Социально-нормативное (психологическое) пространство личности»
- Осокина Екатерина Васильевна, Самышина Виктория Викторовна, преподаватели
Профессиональная экспедиция как условие формирования структурного звена самосознания «Социально-нормативное (психологическое) пространство личности» студентов 1 и 2 курса
Профессиональная экспедиция – это профориентацинное мероприятие для студентов 1 и 2 курсов, которое помогаем им максимально быстро освоить будущую профессию, погрузиться в специфику специальности. Формы реализации проекта: визиты на транспортные предприятия, тематические конференции и семинары, мастер-классы от специалистов. Большое внимание авторы уделили рефлексивной деятельности студентов и заполнению личного дневника, который позволяет анализировать собственный опыт и самостоятельно определять вектор профессионального и личностного роста.
- Филимонова Марина Александровна, преподаватель
Формирование структурного звена самосознания «Социально-нормативное (психологическое) пространство личности» через реализацию краеведческого маршрута в рамках социального партнёрства с учреждениями культуры Иркутской области
В своем докладе Марина Александровна представила программу краеведческого маршрута, которая направлена на формирование самосознания личности в контексте культурного наследия родного края, любви к родному краю, ценностных и нравственных ориентиров. Ключевыми направлениями программы являются:
- взаимодействие с учреждениями культуры;
- деревянное зодчество г. Иркутска;
- Иркутск – многоконфессиональный город;
- Байкал – олицетворение красоты Сибири;
- волонтерсво;
- историческая память;
- творчество.
Блок 3. Формирование структурного звена самосознания «Притязание на признание»
- Фунтова Дарья Михайловна, преподаватель
Рейтинговая система учета достижений студентов 1 курса как механизм формирования структурного звена самосознания «Притязание на признание»
Дарья Михайловна в своем докладе раскрыла возможности рейтинговой системы при формировании структурного звена самопознания «Притязание на признание» у студентов первого курса, выделила преимущества и недостатки рейтинговой системы.
К преимуществам относится:
- интерес к рейтинговой системе со стороны студентов;
- стремление попасть в ТОП;
- стимуляция активной деятельности студента.
Недостатки:
- отсутствие понимания у студентов чем полезен рейтинг в долгосрочной перспективе;
- возможная ориентация на формальные показатели в ущерб качеству;
- риск субъективности при оценке некоторых видов деятельности.
Также В.С. Басюк поделился со всеми слушателями краткими теоретическими основами инновационного проекта по теме «Формирование самосознания и внутренней позиции личности обучающегося через моделирование воспитательного пространства посредством интеграции потенциала микросоциума».
http://ikatids38.ru/innovacionnaya-ploshchadka-rao/1-nauchno-prakticheskaya#sigFreeId7ebcf98dc4